СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёрами. с 1 по 7 классы Подробнее...

Еще в годы учебы в Академии художеств Б. снискал репутацию отменного портретиста и подтвердил ее своим искусством. В этот период художник находился под влиянием классицизма, о чем свидетельствует его ранняя работа "Гений искусства». Отдав дань классицизму, Брюллов найдет свое истинное призвание в портретной и жанровой живописи. Полотна «Всадница» и «Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей» на многие годы стали эталоном в этом жанре. В «Нарциссе» (1819 г ) Брюллов пытается гармонично соединить высокий стиль и натурные впечатления. Уже в этой картине впервые проявилась самобытность художника, которая сказалась в необычном решении пейзажа. В 1821 г. за конкурсную работу «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» академическим советом Брюллову была присвоена первая золотая медаль. С 1821 г. художник находился под влиянием романтизма, он создал целую галерею портретов: супружеской пары Рамазановых, статс-секретаря П. А. Кикина и членов его семьи, А. И. Дмитриева-Мамонтова и др. В 1823 г. вместе со своим братом Александром уехал в Италию. По пути в Италию они посетили Мюнхен, Инсбрук, Боцен, Триент, Венецию. Художник восхищался творениями Тициана, Рафаэля, Леонардо да Винчи. Интересны его работы в жанровой живописи - «Итальянское утро», «Итальянский полдень», картины-зарисовки из крестьянской жизни. По заказу Общества поощрения художников Брюллов задумал целый ряд картин на античные и библейские темы. Однако закончил только картину «Дафнис и Хлоя», остальные: «Эрминия у пастухов», «Диана и Актеон», «Гилас и нимфы» и др. — остались в набросках. Создал около ста двадцати портретов, среди которых портреты С. Ф. Щедрина, П. П. Лопухина, Ф. А. Бруни, С. И. и А. И. Тургенева, ряд автопортретов. Особенно известен парный портрет Джованины и Амацилии Паччини, который вошел в историю искусств под названием «Всадница» (1832). Летом 1827 г. Брюллов впервые посетил раскопки древнего города Помпеи, который был разрушен извержением Везувия 24 августа 79 года. Именно в это время возник замысел главного произведения художника — «Последний день Помпеи». Работа над картиной длилась три года (1830-1833). Итогом стало монументальное полотно (456 X 651 см), которое произвело на публику ошеломляющее впечатление. Он создает картину-катастрофу о том, как люди противостоят огнедышащей стихии. Как отмечали критики, картина пронизана компромиссом: романтический замысел вступает в противоречие с изобразительными приемами классицизма. И все же нас поражает то нравственное совершенство, которое являет собой человек в минуту опасности. Предпринятые художником в дальнейшем попытки создания больших исторических композиций (в том числе картины «Осада Пскова», 1839-1943) не получили окончательного воплощения.
В 1835 г. вернулся в Россию, впервые посетил Москву. Встретился с А. С. Пушкиным, живописцем В. А. Тропининым. Этот период очень важен для творчества Брюллова. Через полгода переехал в Петербург, занимался педагогической деятельностью: в 1836 г. получил звание профессора 2-й степени, в 1846 г. — звание профессора 1-й степени. Брюллов продолжал писать портреты, самые известные — Н. В. Кукольника (1836), В. А. Жуковского (1837-1838), И. А. Крылова (1839) и др. Одним из лучших портретов этого периода творчества художника считается портрет Ю. П. Самойловой с приемной дочерью (до 1842).

«Но многим демонстративным [личностям] присущи красочная образность, поэтичность, юношеский лиризм. Тут могут быть... живописцы, на великолепных картинах которых все и вся постоянно красиво позируют, даже погибая, как на брюлловском полотне "Последний день Помпеи"». (Бурно, 1999а, с. 42.)

Перейти наверх