СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёрами. с 1 по 7 классы Подробнее...

БОРИСОВ-МУСАТОВ, ВИКТОР ЭЛЬПИДИФОРОВИЧ
(1870-1905) - русский художник, представитель символизма.
Перенесенная в детстве травма сделала его горбуном и подорвала здоровье, но не помешала стать одним из интереснейших лирических художников.
С 1890 по 1891 г. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Затем, с 1891 по 1893 г., посещал Петербургскую Академию Художеств: учился у П. П. Чистяко­ва. С 1893 по 1895 г. продолжал обучение в МУЖВЗ. С 1895 по 1898 г. занимался в Париже в студии Ф. Кормона. Очень много работал самостоятельно, занимался самооб­разованием: изучал живописную систему французских симво­листов и импрессионистов, что сказалось на его ранних работах. Вернувшись на родину, с 1898 г. жил преимущественно в Саратове.  В 1898 г. художник написал картину «Автопортрет с сестрой», впервые пытаясь создать свой прекрасный мир, где реальность переплетена с вымыслом.Он рисовал молодых женщин в старинных нарядах на фоне русских усадеб, соединяя материальность предметов и эфемерность мечты. Но это были не костюмированные реконструкции прошлого, а элегическая поэма о безвозвратно ушедшем («Гобелен», 1901 ; «Водоем», 1902), где сине-зеленый колорит полотен в сочетании с декоративностью пейзажа только усиливал грустную тональность. Эти 2 картины, а также «Ав­топортрет с сестрой» (1896) принесли художнику известность.
Своей эстетской утонченностью, отрешенностью от земных забот дамы Борисова-Мусатова. напоминали героинь полотен М. Дени.

В 1904 г. переехал в Тарусу. В этот период времени он активно работал над пейзажными этюдами и зарисовками.

Его творчество было высоко оценено в России и за рубежом, но ничего не изменило в судьбе художника: он по-прежнему бедствовал. Последние месяцы жизни он провел в Тарусе, где создал несколько великолепных пейзажей и не успел закончить, возможно, главный труд своей жизни - картину «Реквием» (1905). Его похоронили на берегу Оки, на том месте, которое сам он указал незадолго до смерти.

Борисов-Мусатов стремился осуществить на своих по­лотнах романтическую мечту о прекрасном мире, в котором человек сливается с природой в гармоничное единство.

Работы художника оказали сильное влияние на становле­ние символизма в русской живописи начала XX в., а также творчество молодых художников, входящих в объединение «Голубая роза».

Другие картины
Весна. 1898-1901

Музеи:

  • Москва, Государственная Третьяковская Галерея.
  • Санкт-Петербург
  • Государственный русский музей.

Литература:

  • Русакова А. А. Борисов-Мусатов. Л., 1974.
  • Мочалов Л. В. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов.Л., 1976.
  • Шилов К. Борисов-Мусатов.  М.,  1985.
  • Дунаев М. В. 3. Борисов-Мусатов. М., 1993.
Перейти наверх