Рейтинг@Mail.ru

Ваша речь - ключ к процветанию!
Аудио-курс для улучшения вашей речи, всего 10 минут в день! Подробнее...

Брюлов, Карл Павлович
(1799-1852) - Русский художник, представитель романтизма, портретист. Современники еще при жизни называли его Великий Карл. Его имя ставилось рядом с именами Рубенса и Рембрандта.

Родился в Петербурге в 1799г. в семье скульптора-орнаменталиста. Именно отец стал первым учителем художника.

В 1809 Г.поступил в Петербургскую Академию Художеств, которую закончил в 1821 г. Учился у А.И. Иванова и А.Е. Егорова. Еще в годы учебы в Академии художеств Брюлов снискал репутацию отменного портретиста и подтвердил ее своим искусством. В этот период художник находился под влиянием классицизма, о чем свидетельствует его ранняя работа "Гений искусства». Отдав дань классицизму, Брюллов найдет свое истинное призвание в портретной и жанровой живописи. Полотна «Всадница» и «Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей» на многие годы стали эталоном в этом жанре. В «Нарциссе» (1819 г ) Брюллов пытается гармонично соединить высокий стиль и натурные впечатления. Уже в этой картине впервые проявилась самобытность художника, которая сказалась в необычном решении пейзажа. В 1821 г. за конкурсную работу «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» академическим советом Брюллову была присвоена первая золотая медаль. С 1821 г. художник находился под влиянием романтизма, он создал целую галерею портретов: супружеской пары Рамазановых, статс-секретаря П. А. Кикина и членов его семьи, А. И. Дмитриева-Мамонтова и др. В 1823 г. вместе со своим братом Александром уехал в Италию. По пути в Италию они посетили Мюнхен, Инсбрук, Боцен, Триент, Венецию. Художник восхищался творениями Тициана, Рафаэля, Леонардо да Винчи. Интересны его работы в жанровой живописи - «Итальянское утро», «Итальянский полдень», картины-зарисовки из крестьянской жизни. По заказу Общества поощрения художников Брюллов задумал целый ряд картин на античные и библейские темы. Однако закончил только картину «Дафнис и Хлоя», остальные: «Эрминия у пастухов», «Диана и Актеон», «Гилас и нимфы» и др. — остались в набросках. Создал около ста двадцати портретов, среди которых портреты С. Ф. Щедрина, П. П. Лопухина, Ф. А. Бруни, С. И. и А. И. Тургенева, ряд автопортретов. Особенно известен парный портрет Джованины и Амацилии Паччини, который вошел в историю искусств под названием «Всадница» (1832). Летом 1827 г. Брюллов впервые посетил раскопки древнего города Помпеи, который был разрушен извержением Везувия 24 августа 79 года. Именно в это время возник замысел главного произведения художника — «Последний день Помпеи». Работа над картиной длилась три года (1830-1833). Итогом стало монументальное полотно (456 X 651 см), которое произвело на публику ошеломляющее впечатление. Он создает картину-катастрофу о том, как люди противостоят огнедышащей стихии. Как отмечали критики, картина пронизана компромиссом: романтический замысел вступает в противоречие с изобразительными приемами классицизма. И все же нас поражает то нравственное совершенство, которое являет собой человек в минуту опасности. Предпринятые художником в дальнейшем попытки создания больших исторических композиций (в том числе картины «Осада Пскова», 1839-1943) не получили окончательного воплощения.
В 1835 г. вернулся в Россию, впервые посетил Москву. Встретился с А. С. Пушкиным, живописцем В. А. Тропининым. Этот период очень важен для творчества Брюллова. Через полгода переехал в Петербург, занимался педагогической деятельностью: в 1836 г. получил звание профессора 2-й степени, в 1846 г. — звание профессора 1-й степени. Брюллов продолжал писать портреты, самые известные — Н. В. Кукольника (1836), В. А. Жуковского (1837-1838), И. А. Крылова (1839) и др. Одним из лучших портретов этого периода творчества художника считается портрет Ю. П. Самойловой с приемной дочерью (до 1842).
Здоровье Брюллова резко ухудшилось в 1847 г. В 1849 г. после болезни, для того, чтобы поправить здоровье, художник отправился за границу: он побывал в Германии, Англии, Испании. Умер Брюллов 23 июня 1852 г. в Италии от сердечного приступа, похоронен на римском кладбище.

Литература:

  • Ацаркина Э. К. К. П. Брюллов. М., 1963.
  • Корнилова А. В. Карл Брюллов в Петербурге. Л., 1976.
  • Порудоминский В. Брюллов. М., 1979.
  • Леонтьева Г. Карл Брюллов. Л., 1983.
  • Карл Брюллов: Альбом. Л., 1990.
  • Леонтьева Г. К. Карл Павлович Брюллов. Л., 1991.

Нарцисс, смотрящий в воду - 1819

Вечерня - 1825

Итальянское утро - 1827

Итальянский полдень - 1827

Всадница - 1832

Вирсавия - 1832

Российская императрица Александра Федоровна - 1832

Последний день Помпеи - 1833

Всадники - 1833

Гибель Инессы де Кастро - 1834

Портрет графа Алексея Константиновича Толстого - 1836

Портрет поэта Н.В. Кукольника - 1836

Портрет скульптора И.П. Витали - 1837

Портрет баснописца И.А Крылова - 1839

Портрет писателя и критика А.Н. Струговщикова 0 1840

Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью Паччини - 1842

Автопортрет - 1848

Прогулка - 1849

БРЮЛЛОВ    КАРЛ    ПАВЛОВИЧ (1799—1852), русский живописец и рисовальщик. Его творчество внесло в живопись русского классицизма романтически-эмоциональную струю.

«Рос болезненным и тщедушным... До семи лет он почти не вставал с постели. И, как рассказывают, до того был истощен  золотухой,  что  стал "предметом отвращения даже для своих родителей". Кто-то из знакомых посоветовал сажать ребенка в кучу нагретого солнцем песку. Неизвестно, это ли доморощенное средство излечило его.   Однако ж благодаря такому рецепту многие дни провел Карл в полном одиночестве, в саду... Болезненность отделила его от сверстников, заставила сызмала замкнуться в себе. Он рано научился погружаться в свои мысли, в созерцание... Однажды мальчик по обыкновению играл в саду. Что-то — причина была так пустячна и непонятна ребенку, что не удержалась в его памяти — раздражило в этот миг отца. И он влепил Карлу такую пощечину, что тот оглох и до конца дней не слышал левым ухом... Пока Карл был прикован к постели, каждое утро заставало его за работой: по приказу батюшки ему не давали завтракать, если он не нарисует положенное число человечков и лошадок или же не сделает копии с оставленной отцом гравюры...

Брюллов далеко не был безупречен... не вел строгого счета лишним стаканам вина. Вспыльчивый от природы, Брюллов не давал себе труда сдержать гнев. "Когда в нем кипели страсти, взрыв их был ужасен, и кто стоял ближе, тому и доставалось больнее", — говорит Мокрицкий, перед глазами которого прошла длинная вереница будничных брюлловских дней. Нередко он грубо кричал на нерадивого или неумелого ученика, швырял об пол палитру... Но и остывал он так же скоро, как распалялся. И никогда не гнушался попросить извинения за безобразную вспышку». (Леонтьева, 1976, с. 6-7, 214-215.)
«Уже сильно поживший, обрюзгший от пьянства и сифилиса, женился на хорошенькой 18-летней немке. Знакомя сестру свою с невестой, говорил: "Посмотри, сестра, что за прелесть! Совершенный идеальчик. Только этот идеальчик надо поскорее под одеяльчик"». (Вересаев, 1993, т. 2, с. 437.)

[В 1839 г. женится на Эмилии Тимм] «Отец ее, рижский бургомистр, не смог совладать со своей противоестественной страстью к собственной дочери. Эмилия открылась жениху накануне свадьбы. Много потребовалось душевных сил, чтобы снести такой удар... Но притязания отца не прекратились и после брачной церемонии. Теперь уже Брюллов не в силах противиться горькой мысли, что отец хотел лишь, чтобы дочь официально числилась замужней женщиной, получала от мужа содержание и жила при этом по-прежнему в отцовском доме. ...Всего через два месяца после свадьбы консистория дала разрешение на развод... Расторжение брака приписано разнице возраста супругов и тому, что художник был "нервно-возбужденным" человеком... Слухи об истории с женитьбой докатились и до Италии... Но он не сдался, он не застрелился. Он стал мудрее, как ни горько досталось ему умудрение. Свое страдание, свою печаль, боль и разочарование, свою новую мудрость он "переплавил" в новые творения. Кто знает, не выпади на долю художника тогда столь тяжкие переживания, он не создал бы таких блестящих произведений, как "Маскарад", портрет Струговщикова, свой собственный портрет». (Леонтьева, 1976, с. 238—241.)
«Но многим демонстративным [личностям] присущи красочная образность, поэтичность, юношеский лиризм. Тут могут быть... живописцы, на великолепных картинах которых все и вся постоянно красиво позируют, даже погибая, как на брюлловском полотне "Последний день Помпеи"». (Бурно, 1999а, с. 42.)
Повышенная болезненность в детском возрасте могла послужить основой последующей общей неустойчивости психики, что проявлялось аффективными вспышками и развитием алкогольной зависимости. Симптомы психической лабильности достигали такой степени, что даже смогли служить поводом (пусть и формальным) для развода.

Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье академика, преподавателя в классе орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств, резчика по дереву, мастера миниатюрной живописи и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760—1833) и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей немецкие корни. Кроме него, в семье было ещё три сына и две дочери.

«Рос болезненным и тщедушным... До семи лет он почти не вставал с постели. И, как рассказывают, до того был истощен  золотухой,  что  стал "предметом отвращения даже для своих родителей". Кто-то из знакомых посоветовал сажать ребенка в кучу нагретого солнцем песку. Неизвестно, это ли доморощенное средство излечило его.   Однако ж благодаря такому рецепту многие дни провел Карл в полном одиночестве, в саду... Болезненность отделила его от сверстников, заставила сызмала замкнуться в себе. Он рано научился погружаться в свои мысли, в созерцание... Однажды мальчик по обыкновению играл в саду. Что-то — причина была так пустячна и непонятна ребенку, что не удержалась в его памяти — раздражило в этот миг отца. И он влепил Карлу такую пощечину, что тот оглох и до конца дней не слышал левым ухом...

Алкоголизм, сифилис

Перейти наверх