СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёрами. с 1 по 7 классы Подробнее...

БОСХ (Bosch) ИЕРОНИМ (собств. Хиеронимус ван Акен) (ок. 1450 — 1516), нидерландский живописец, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Писал многофигурные, наполненные  причудливо-фантастическими образами и деталями композиции.
«Его дедушка, брат дедушки и все пятеро дядей были художниками. В 1478 Босх женился... Детей от брака не было, и он не был особо счастливым. Тем не менее он принес художнику материальное благополучие,и,  еще не став достаточно известным,  мог себе позволить писать так, как хочет». (Комарова, Железнова с. 68.)
«Считается "самым загадочным живописцем во всей истории западного искусства. Даже подписывать сво картины он предпочитал почему-то ( сокращенным названием родного города Хертогенбос (Den Bosch)"». (Девитини, 2002, с. 8.)
«Творчество Босха во многом не соответствует общим тенденциям развития живописи своего времени. Некоторые элементы стиля художника (особая символика, распад формы и неоформизмы, смысловая и композиционная перегруженность, "демонизм" и пр. характерны для рисунков больных бредовыми переживаниями и галлюцинациями, а сюжетные предпочтения, рассмотренные в динамике, говорят о переживаниях, развивавшихся по известной схеме этапов шизофрении. С этими признаками соотносятся и изменения художественных приемов(нарастание декоративности, потеря образности) в последних работах. В целом есть основание утверждать, что своеобразие Босха как художника обусловлено его психическим заболеванием, а именно - шизофренией». (Хайкин,1988,с.28-29.)
Галлюцинаторные переживания сценического характера можно найти в картинах средневекового художника Босха». («Эмоции и воображения...», 1975, с. 212.) "Полифонический характер" — своеобразная характерологическая мозаика, порожденная шизофреническим процессом, который уже отзвучал или настолько мягок, что обнаруживает себя не бредом, не галлюцинациями, не другой психотикой в истинном смысле, а, в основном, характерологически ... Здесь характерологические радикалы соединяются как-то тонко-загадочно, без органической огрубленности и эндокринной диспластики. И сюрреалистическая соединимость несоединимого видится в загадочной соединимости материалистического (даже часто обыденно-материалисти,ческого, гиперреалистического) с идеалистическим, что производит впечатление странновато-неземного реализма. Это отчетливо видится... в картинах Босха...» (Бурно, 1999а, с. 49.) «Фантасмагорический мир Босха влолне отвечает теории автоматизма, изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): живописец запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Сам Бретон определял Босха как "совершенного "визионера", отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество "живописца бессознательного"». (Девитини,2002,с.132).


Но   поскольку мы не располагаем достаточными биографическими данными, все рассуждения о диагнозе художника носят лишь умозрительный характер. Разумеется, есть — и в немалом количестве — его картины. Принимая за основу странное содержание живописных произведений нидерландского живописца, психиатры прибегают к методу аналогий: т. к. подобные «сюжетные предпочтения» часто встречаются в творчестве душевнобольных и, как правило, отсутствуют в творчестве психически здоровых художников, то можно сделать вывод, что... А дальше анализируют в меру своей фантазии. О диагнозе Босха спорить можно долго, но бесспорно одно — картины написаны гением.

Перейти наверх