Ваша речь - ключ к процветанию!
Аудио-курс для улучшения вашей речи, всего 10 минут в день! Подробнее...

БОТТИЧЕЛЛИ (Botticelli) САНДРО (наст, имя и фам. Алессандро Филипепи)
(1445—1510) - итальянский живописец периода Раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи.

Общая характеристика личности

«Обнаружив с раннего детства нервный, неспокойный характер и полнейшее равнодушие к занятиям в школе, он был взят из последней отцом и отдан в обучение к золотых дел мастеру... Появление Савонаролы, выступившего с речами обличения против папского престола и верхов флорентийского общества, погрязших в "языческом зле", потрясло нервного, впечатлительного Боттичелли и отвратило его от античных идей, рассадником которых он считал двор Медичи. Результат — бегство от "язычества" и возвращение в лоно христианской религии... К концу 90-х гг. религиозное настроение Боттичелли принимает формы болезненного мистицизма». (Лазарев, 1927, с. 255, 257).
« Внешне небогатая событиями, но до предела насыщенная духовным поиском, вопросами совести и справедливости, судьба Боттичелли, подобно его непростому характеру, была переменчивой и капризной.
Причуды Сандро в свое время доставили немало забот его отцу... но именно эта отмеченная всеми биографами изменчивая "странность" художника сделала его творчество для нас воплощением всей весенней свежести раннего итальянского Возрождения... "Взбалмошная голова"... Некогда душа общества, признанный заводила художественных проказ и застолий, Боттичелли болеет, нищает, все больше замыкаясь в упрямом страдальческом одиночестве». (Петрочук, 1985, с. 119— 120, 123).
«...Зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным ... лучшее же, выполненное его рукой, — это Триумф веры фра Джироламо Савонаролы из Феррары, приверженцем секты которого он стал в такой степени, что бросил живопись и, не имея средств к существованию, впал в величайшее разорение. Тем не менее он упорствовал в своих убеждениях и сделался, как их называли тогда, "плаксой", отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нем не вспомнил, когда еще был жив, Лоренцо деи Медичи ... а за ним и друзья его и многие
состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду». (Вазари, 1992, с. 173, 175).
«Боттичелли умер в 1510 году, одинокий, забытый, по словам Вазари. Но Вазари не понял, что одиночество было необходимо для духовной жизни художника и что в нем именно и заключалось его спасение. Это последний штрих, благодаря которому посмертный образ Боттичелли приобретает в наших глазах черты такой же законченности, какими отмечено все его искусство». (Вентури, 1993, с. 39).
«...Мягко текущая форма параноидной шизофрении». (Ганнушкин, 1933, с. 119.)

Особенности творчества

«Боттичелли был одним из первых художников, который в свои произведения внес античные сюжеты... Для более поздних работ художника характерно усиление драматизма, эмоциональности, изменение линейного ритма композиции. В работах ощущается беспокойство, возникает некая нервозность. Это изменение стиля было связано с кризисом мировоззрения художника, глубоко пережившего социальные потрясения во Флоренции... Публичное сожжение книг Ф. Петрарки и Дж. Боккаччо, многочисленных великих полотен привели к упадку культуры. Бегство Боттичелли от образов и стиля античности в лоно христианской религии происходило под знаком этих общественных перемен. Хотя мастеру удалось в этот период создать целый ряд значительных, полных драматизма, произведений... но в этих картинах преувеличенность поз, жестов, мимики была возвращением к уже преодоленной Возрождением культуре готики». (Комарова, Железнова, 2000, с. 72-73).

Перейти наверх