СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёрами. с 1 по 7 классы Подробнее...

О жизни этого гениального художника нам известно очень мало, но остался загадочный мир его картин, который спустя пять веков будоражит воображение и поражает уникальностью и богатством фантазии. Искусство Б. дисгармонично: ему присуща сложная символика, аллегоричность, гротеск и фантастическое остроумие.
Свои картины художник писал в основном для церковных витражей и декораций в постановках-мистериях, поэтому их отличает сложная композиция, разбивающаяся на множество мелких сцен. Картины заполняет огромное количество реальных персонажей вперемешку с невероятными, фантастическими созданиями, связанных неуловимой сюжетной нитью. Основной темой искусства Б. является борьба Добра со Злом, где человек не всегда делает верный выбор, т.к. слаб и грешен.
Кисти Б. принадлежат несколько триптихов: «Воз сена» Ок. 1500 , «Искушение св. Антония», «Семь смертных грехов» и «Сад земных наслаждений», самое крупное его творение не только по своим размерам, но и по художественному масштабу. Художник тщательно фиксирует все людские недостатки, но не бичует и не высмеивает, а скорей сочувствует, выражая боль в фантазии и мечте.

«Творчество Босха во многом не соответствует общим тенденциям развития живописи своего времени. Некоторые элементы стиля художника (особая символика, распад формы и неоформизмы, смысловая и композиционная перегруженность, "демонизм" и пр. характерны для рисунков больных бредовыми переживаниями и галлюцинациями, а сюжетные предпочтения, рассмотренные в динамике, говорят о переживаниях, развивавшихся по известной схеме этапов шизофрении. С этими признаками соотносятся и изменения художественных приемов (нарастание декоративности, потеря образности) в последних работах. В целом есть основание утверждать, что своеобразие Босха как художника обусловлено его психическим заболеванием, а именно - шизофренией». (Хайкин,1988,с.28-29.)
Галлюцинаторные переживания сценического характера можно найти в картинах средневекового художника Босха». («Эмоции и воображения...», 1975, с. 212.) "Полифонический характер" — своеобразная характерологическая мозаика, порожденная шизофреническим процессом, который уже отзвучал или настолько мягок, что обнаруживает себя не бредом, не галлюцинациями, не другой психотикой в истинном смысле, а, в основном, характерологически ... Здесь характерологические радикалы соединяются как-то тонко-загадочно, без органической огрубленности и эндокринной диспластики. И сюрреалистическая соединимость не соединимого видится в загадочной соединимости материалистического (даже часто обыденно-материалистического, гиперреалистического) с идеалистическим, что производит впечатление странновато-неземного реализма. Это отчетливо видится... в картинах Босха ...» (Бурно, 1999а, с. 49.)

«Фантасмагорический мир Босха влолне отвечает теории автоматизма, изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): живописец запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Сам Бретон определял Босха как "совершенного "визионера", отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество "живописца бессознательного"». (Девитини,2002,с.132).

Перейти наверх