Рейтинг@Mail.ru

СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёрами. с 1 по 7 классы Подробнее...

«Безумие Ван Тога не так легко поддается определению и классификации. Это безумие невозможно рассматривать изолированно от той исключительной (в самом прямом смысле слова) личности, какой был Ван Гог. Оно столь же неотрывно связано с нею, как и его гений, и судить о нем надо на том уровне, где общепринятые понятия во многом теряют свой обычный смысл. То, что обусловило талант Ван Тога, обусловило все обстоятельства его жизни и его болезнь». (Перрюшо, 1973, с. 307.)


Данные, свидетельствующие в пользу шизофренического заболевания

«Шизотимическое предрасположение. В детстве особенного таланта в рисовании замечено не было. Начало шизофренического процесса в 1887 г., еще раньше наблюдалось постепенное усиление интроверсий и регрессии к инфантильным комплексам. С расцветом шизофрении в его живописи наблюдается сильный экспрессионизм и регрессия, доходящая до орнаменталистики» (Westerman-Hoistijn, 1924.)
«Кто читал описание его психоза, сделанное Гогеном, у того вряд ли возникнут сомнения в шизофрении» (Winkler,1949,c. 161.)
«Начало психоза в конце 1887 г., установление диагноза — весной 1888 г.  Во время Рождества 1888 г. перенес острый психоз. С 1888 г. отмечается изменение стиля творчества. Никакой эпилепсии нет, так как отсутствуют судорожные припадки и специфическое изменение личности со снижением интеллекта. Диагноз — приступообразная шизофрения» (Jaspers, 1926.)
«Хорошо известно, что в Арле в жизни Винцента разразился кризис. Обычно биографы связывают это с сильным переутомлением, недоеданием, чрезмерным курением, длительным пребыванием на солнце и т. д., но каждому психиатру известно, что все эти факты не бывают причинами процессуальных психозов... Проявления психоза, наблюдавшееся у Винцента в Арле, были уже иными, чем ранее в Боринаже и Голландии.., Пребывание на юге привело к изменению биологического качества процесса, вялотекущая шизофрения-приобрела более активное и периодическое течение... Помещенный затем в приют Сент-Реми для душевнобольных, он сделал из окна несколько рисунков с изображением толпы. С шизофренической дурашливостью он кр^' чал: "Я — святой дух, я в своем Уме!"  Такую же надпись он сделал на стене палаты... Новый экспрессионистский стиль с тяготением к иррациональности, обостренной эмоциональной гротескностью образов, судорожно изломанными фигурами, нарочитым искажением внешнего мира в соответствии с переживаниями, был прямым эффектом большой погруженности Винцента в болезненные переживания и отрешением от реальности. Вместе с тем это было выражением более примитивного характера творчества. В целом его картины последнего времени весьма хаотичны, краски стали грубее, они уже не полны внутреннего напряжения и не такие яркие, преобладает фон пустыни. Чувствуется явный упадок тонкости ощущений. [Картины, созданные в больнице] ...были скорее странные, чем искаженные, хотя, очевидно, выявлялась склонность к стереотипичности, орнаментализации, сгруженности, потере психической пластичности и целостности изображаемого, как в рисунках больных шизофренией... Таким образом, больше всего оснований думать о шизофреническом процессе, вначале вялотекущем, а затем с периода Арля принявшем течение, обозначаемое как онейроидная кататония". В Овере произошла трансформация онейроидных приступов в депрессивное состояние. Большой полиморфизм симптоматики, трансформация синдромов также говорит в пользу шизофрении». (Целибеев, с- 241-243, 245-246.)


Данные, свидетельствующие в пользу эпилептического заболевания

«Мы не разделяем мнение, что это была типичная эпилепсия. Против такого предположения говорит то обстоятельство, что у него не было эпилептических судорог: об этом нет данных ни в записях истории болезни психиатрической больницы St. Remy, ни в его личных описаниях своей болезни в письмах к брату Тео. В новейшее время Kleist под названием "Episodische Dummern zustande" описал состояние болезни, близко стоящее к эпилепсии. Следовательно, эпилептоидное состояние, которое так близко во многом совпадает с картиной его болезни, поразительно убеждает нас в такой диагностике болезни Ван-Гога... Jaspers, можно сказать, помимо своей воли, принужден был сказать относительно Ван-Гога следующее: "...При таких сильных приступах психотического заболевания у него сохранилось в полной мере критическое отношение к окружающему — при шизофрении — явление необычное"». (Риизе, 1927, с. 141 — 142.)
«Сомнамбулической формой эпилепсии, согласно записям больницы в Арле, страдал Ван-Гог... Свидетельством психического состояния Ван-Гога является его ''Автопортрет с отрезанным ухом"». (Боголепов, 1971, с. 400.)
«Эпилептоидный психоз без эпилептических приступов. Латентная эпилепсия». (Doiteau, Leroy, 1928, с. 124, 128.)
«Эпизодические сумеречные состояния, близкие к эпилепсии». (Goldbladt, 1928, с. 67-68.)
«Височная эпилепсия». (Muller, 1959, с. 418.)
«Желтые и оранжевые цвета, весьма характерные для видений во время так называемой ауры — предвестника эпилептического припадка, как и существующие данные о припадках, которыми страдал Ван Гог, свидетельствуют об эпилепсии. Впрочем, именно от этой болезни лечили его многие врачи, и безуспешно». (Филонов, 1990, с. 3.)


Данные, свидетельствующие в пользу других заболеваний

«Одновременное сочетание шизофрении и эпилепсии». (Bleuler, 1911, с. 145; Вгаип, 1940, с. 68—69.)
«Циклотимическая личность с периодическими депрессиями и маниями». (Perry, 1947, с. 171.)
«...Отсутствие специфических изменений личности, свойственных большинству форм шизофрении и эпилепсии, позволяют поставить под сомнение эти диагнозы. Творчество и жизнь художника, его переписка говорят, что в данном случае, по-видимому, речь идет об особом периодическом психозе у дисгармонической личности». (Буянов, 1989, с. 212.)
«Ван Гог страдал от приступов маниакально-депрессивного психоза с его характерной циклической сменой настроения... В некоторых своих письмах к брату Тео Ван Гог писал, что его угнетают резкие переходы от творческого подъема к полному душевному крушению, неработоспособности и смертельному отчаянию... В пользу предположения о маниакально-депрессивном психозе говорят и циклические приливы в сексуальной активности художника, о которых свидетельствуют его собственные признания в письмах к брату Тео». (Филонов, 1990, с. 3.)
«Алкоголизм (злоупотребление абсентом) при наследственном предрасположении к эпилепсии по линии матери». (Vinchon, 1924, с. 143.)
[Ряд авторов пытаются исправить ошибочное историческое представление о том, что] «...болезненное состояние Винсента Ван Гога определялось наличием эпилепсии в сочетании с помешательством. Эти заболевания бы диагностированы при жизни художника, однако они не имеют стойких несомненных критериев. Анализ личных писем к семье и друзьям, написанных в период между 1884 г. и самоубийством художника в 1890 г., выявляет личность человека с полным самосознанием, страдавшего тяжелыми, лишавшими дееспособности, повторявшимися головокружениями, которые носили характер приступов, но не припадков. Художник счел себя больным эпилепсией вследствие письменного заключения д-ра Пейрона, — врача из приюта Св. Реми (Франция), — где 9 мая 1889 г. Ван Гог добровольно заточил себя в лечебницу для эпилептиков и умалишенных. Однако содержащиеся в его письмах клинические данные соответствуют не эпилепсии, а болезни Меньера. [Авторы подчеркивают, что в то время синдром Меньера (лабиринтное расстройство) еще не был достаточно известен и часто ошибочно диагностировался как эпилепсия.]» (Arenbergudp., 1990, с. 70.)
«Болезнь Ван Гога проявлялась в двух различных аспектах: с одной стороны, с момента его двадцатилетия возник биполярный психоз со сменявшимися депрессивными и маниакальными состояниями, подкреплявшимися семейной наследственной предрасположенностью. С другой стороны, начиная с 1888 года, наблюдалось сумеречное состояние и полная потеря сознания, сопровождавшиеся слуховыми и зрительными галлюцинациями, агрессивностыо, доходившей до буйного помешательства и причинения себе увечий, депрессивным настроением и чувством страха, повышенной суициальной опасностью и совершенной ясностью ума, — все это симптомы парциальной эпилепсии височной доли с признаками лимбической психомоторной эпилепсии». (Ноймайр, 1997а, с. 401.)


Особенности творчества

«Многое остается неясным и спорным до настоящего времени в патографии этой тяжелой бионегативной личности. Можно предположить сифилитическое провоцирование шизо-эпилептического психоза. Его лихорадочное творчество вполне сопоставимо с повышенной продуктивностью головного мозга перед началом сифилитического заболевания мозга, как это было у Ницше, Мопассана, Шумана. Ван Гог представляет хороший пример того, как посредственный талант, благодаря психозу, превратился во всемирно признанного гения». (Lange-Eich-baum, Kurth, 1967, с. 373.)
«... Психоз возникает именно тогда, когда начинается неправдоподобно быстрое развертывание "нового стиля"! ["Шизофрения не привносит ничего абсолютно" нового, но как бы идет навстречу имеющимся силам. При ее посредстве возникает нечто такое, что отвечает исходным устремлениям, но вообще не возникло бы без психоза». , 1999, с. 209.)

«Своеобразная биполярность, так ярко выраженная в жизни и психозе этого замечательного больного, параллельно выражается и в его художественном творчестве. По существу стиль его произведений остается все время одинаковым. Только все чаще повторяются извилистые линии, придающие его картинам дух разнузданности, который достигает своей кульминационной точки в его последнем произведении, где ярко подчеркнуто стремление вверх и неминуемость разрушения, падения, уничтожения. Эти два движения —движение подъема и движение падения — образуют структурный базис эпилептических манифестаций подобно тому, как два полюса образуют базис эпилептоидной конституции». (Мин-ковская, 1935, с. 493.)
«Рисовал гениальные картины Ван-Гог в перерывах между приступами. И главной тайной его гениальности была необыкновенная чистота сознания и особый творческий подъем, которые возникали в результате его болезни между приступами. Об этом особом состоянии сознания писал и Ф.М. Достоевский, страдавший одно время аналогичными приступами загадочного душевного расстройства». (Кандыба, 1998, с. 350-351.)
[Письмо к брату Тео от 10.09.1889 г.] «В связи с моей болезнью я думаю о многих других, тоже страдавших художниках; это состояние не препятствует живописи, и дело в этом случае обстоит так, будто и нет никакой болезни». (Ван Гог, 1994, т. 2, с. 233.)


Обилие патографического материала с анализом приводимых фактов делает излишними какие-либо комментарии составителя. Дискуссии в отношении диагноза Винсента Ван Гога могут еще продолжаться, однако никто не сомневается, что его психическое расстройство повлияло как на содержание творчества, так и на сам творческий про­цесс. Более того, оно определило и его судьбу.

Перейти наверх