БЁКЛИН (Bocklin) АРНОЛЬД (1827-1901), швейцарский живописец, представитель символизма и стиля модерн. В фантастических сценах сочетал мистическую символику с натуралистической достоверностью.
Общая характеристика личности
« ... Необыкновенно большого роста и громадной физической силы ... Относительно состояния здоровья Бёклина мы имеем меньше сведений, чем было бы желательно ... В Париже события революции произвели на него ужасающее впечатление; во время пребывания там Беклин... плохо спал и страдал припадками лунатизма ... Во время своего первого пребывания в Мюнхене Бёклин заболел на 33-м году тифом... в 70-х годах своей жизни тяжело заболел и был будто бы помещен в лечебницу для нервнобольных. Относительно этой болезни неизвестно ничего достоверного; ставят в связь с нею знаменитый автопортрет, на котором позади художника изображена смерть со скрипкою. Предполагали, что упомянутая болезнь вызвала у художника органическое изменение глаз и некоторую степень цветовой слепоты; многие пытались объяснить этим предпочтение ультрамарина, которое, по их мнению, проявлялось в течение некоторого времени в его картинах ... У Бёклина, кроме упомянутых уже раньше колебаний в настроениях и недоверчивости, обнаруживалась, по словам Мейснера, еще одна патологическая особенность, это — очень странное для образованного человека отвращение к письму ... Бёклин, вероятно, находился под влиянием навязчивых представлений... Уже в 1888 году у Бёклина обнаружился явственный упадок творческой силы. Впоследствии пошатнулось также и его здоровье. 14-го мая 1892 года с ним в первый раз случился удар ... Он надолго приковал Бёклина к постели и повлек за собою постоянный паралич. Этот факт, понятно, не остался без влияния на творческую силу художника ... Припомним все обнаруживавшиеся у Бёклина психопатические явления: странности, проявлявшиеся уже в юности, вспыльчивость, лунатизм, немотивированные и в то же время очень сильные колебания настроения, беспричинное недоверие, навязчивые представления, склонность к причудливому, непостоянство и, обусловленные последним, частые перемены местожительства. Между всеми этими явлениями мы не можем найти ни одного симптома помешательства; все это — психические аномалии, свойственные психопатической недостаточности; эти аномалии оставили нетронутым самое ядро его духовной личности. Говоря точнее, у Бёклина мы имеем дело с симптомами психопатической наследственности, которую он получил, вероятно, с отцовской стороны ... » (Тал же, с. 100-101, 110-113.)
Особенности творчества
« ... Он создает свой собственный колорит с сильными красочными пятнами, иногда доходящими до известной крикливости ... создает совершенно новый мир диковинных существ: полузверей-полулюдей, жизнерадостных, необузданных, наивных и добродушных». (Назаревский, 1992, с. 29.)
«Символистский характер живописи Бёклина, очевидный к 1870 г., выражается в появлении во многих его произведениях мифологических существ — сирен, тритонов, наяд, единорогов, сатиров и кентавров. Его пейзажи окутаны некой тайной и кажутся фантастическими видениями, оставаясь в то же время вполне реальными». (Пийеман, 1998, с. 61.)
«Подобные сновидениям, композиции Бёклина с их мрачным колоритом и гнетущей эмоциональной атмосферой принесли художнику громкую славу». (Комарова, Железнова, 2000, с. 40.)