Кипренский Орест Адамович (1782–1836) (13 (24) марта 1782 — 12 (24) октября 1836) — русский художник, график и живописец, мастер портрета.
Кипренский Орест Адамович родился на мызе Нежинской (близ Копорья, ныне в Ленинградской области) 13 (24) марта 1782. Был побочным сыном помещика А.С.Дьяконова, записанным в семью его крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788–1803) у Г.И. Угрюмова и др. Жил в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), а в 1816–1822 и с 1828 – в Риме и Неаполе.
Первый же портрет – приемного отца А.К. Швальбе (1804, Русский музей, Петербург) – выделяется своим эмоциональным «рембрандтовским» колоритом. С годами мастерство Кипренского, проявившееся в умении создавать не только социально-духовные типы (преобладавшие в русском искусстве эпохи Просвещения), но и неповторимые индивидуальные образы, совершенствуется. Закономерно, что с картин Кипренского принято начинать историю романтизма в русском изобразительном искусстве. Среди лучших его произведений – портрет мальчика А.А. Челищева (ок. 1810–1811), парные изображения супругов Ф.В. и Е.П. Ростопчиных (1809), В.С. и Д.Н. Хвостовых (1814; все в Третьяковской галерее). Художник умел сделать впечатляюще-жизненными и непринужденными даже большие парадные композиции (Е.В. Давыдов, 1809, Русский музей).
Особый раздел составляют автопортреты Кипренского (с кистями за ухом, ок. 1808, Третьяковская галерея; и др.), проникнутые пафосом творчества. Ему принадлежат также проникновенные образы русских поэтов: К.Н. Батюшкова (1815, рисунок, Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург; В.А. Жуковского (1816) и А.С. Пушкина (1827; оба портрета в Третьяковской галерее).
Мастер был и виртуозным графиком; работая преимущественно итальянским карандашом (и пастелью), он создал ряд замечательных бытовых типажей (вроде Слепого музыканта, 1809, Русский музей), а также знаменитую серию карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 (вышеупомянутый Батюшков, а также Е.И. Чаплиц, А.Р. Томилов, П.А. Оленин и др., 1813–1815, Третьяковская галерея и др. собрания).
С годами в образах художника нарастают драматически-тревожные чувства, ощущение бренности (портрет Е.С. Авдулиной, ок. 1822, Русский музей). Он мечтает о большом полотне, где были бы аллегорически воплощены его раздумья об искусстве, равно как и перспективы новой истории. Один из подходов к теме – Читатели газет в Неаполе (1831, Третьяковская галерея), картина, заключающая в себе символический отклик на революционные события в Европе. Однако наиболее честолюбивые из его живописных аллегорий остались неосуществленными либо пропали (подобно Анакреоновой гробнице, завершенной в 1821).
Кипренский скончался в Риме 12 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»
Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново установлен 24 марта 2017 г. Авторы — члены Союза художников, выпускники Академии художеств им. И. Е. Репина – Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев.