Рейтинг@Mail.ru

СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёрами. с 1 по 7 классы Подробнее...

ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1842-1904), русский живописец крупнейший мастер батального жанра русской живописи XIX века. Остро чувствуя темпераментом художника-публициста напряженный пульс времени, мастер постоянно устремлялся в «горячие точки» планеты.
Настроение его целиком зависело от того, как удаются ему картины ...

Происходил из старинного дворянского рода. Учился в Морском корпусе в Петербурге. После окончания отказался от блестящей карьеры морского офицера и вопреки воле отца поступил в Академию художеств. В 1863 г. бросил Академию и уехал на Кавказ. Потом в Париж на учебу, и снова на Кавказ, где шла война. В. можно назвать первым военным художественным корреспондентом, показавшим правду о войне, ужас и смерть, которую она несет («Туркестанская серия», 1871-73; «Балканская серия», 1878-81). Его взгляд на боевые действия кардинально отличался от принятого, за что художника упрекали в антипатриотизме и жестокости изображения. Но В. выступал именно как страстный обличитель войны («Апофеоз войны», 1871). Много путешествуя, художник создал несколько пейзажных серий, в которых поведал о невиданных красотах дальних стран, их людях и обычаях («Индийская серия», 1874-76). На протяжении 1887-1904 гг. В. работал над циклом картин из отечественной истории «1812 год. Наполеон в России», задуманный как монументальная эпопея о народной войне. Однако он не сумел до конца осуществить замысел. Сообщение о русско-японской войне потрясло художника. Он уехал на фронт, где и погиб на взорванном японцами броненосце «Петропавловск» 31 карта 1904 г.
Мнение о нем бытовало как о человеке нелюдимом, неприятном. В письме к П.И. Третьякову художник Крамской писал о нем: "Безнадежность полная, чтобы натура эта приняла когда-нибудь культурные формы в сношениях своих с обыкновенными смертными"». (Андреевский, 1985, с. 127, 131, 151.)
«Многих задевала отстраненно-исследовательская позиция Верещагина: [ он наблюдал ужасы войны, прилежно фиксировал их и, возможно, получал от процесса тайное удовольствие. Верещагин — первый отечественный некрореалист, совсем явный некрофил ... В конце концов, Верещагин достиг того, к чему неосознанно стремился, — погиб, утонул во время русско-японской войны». (Лунина, 1997а, с. 7.)

Российские читатели только в последние годы получили возможность познакомиться с социально значимыми разновидностями психоанализа, поэтому психоаналитический подход к творчеству Василия Васильевича Верещагина может у многих вызвать недоумение. Однако практика показывает, что игнорирование глубиннных пластов психики обедняет или искажает понимание творческой личности. В харакктерологическом (не психиатрическом!) смысле некрофилия подразумевает влечение  ко всему мертвому, нездоровому, страсть изображать живое неживым. С этой точки зрения многие картины Верещагина действительно являются некрофильными (заметим, что трагический уход из жизни его близких родных — самоубийства —являются проявлением семейного некрофильного влечения к смерти). Сказанное совсем не перечеркивает «антимилитаристский характер» произведений Верещагина и их художественную ценность. Вполне возможно, что только некрофильная личность могла с таким мастерством и педантичностью изобразить отвратительную для всех нормальных людей изнанку войны. Так что попытка подобной психоаналитической интерпретации живописного творчества имеет полное право на существование.

Перейти наверх