Фламандский художник эпохи Барокко, мастер портрета.
Уроженец из буржуазной антверпенской семьи, Ван Дейк в 19 лет поступил в мастерскую П. П. Рубенса, став одним из самых известных его учеников. Сочная живописная манера учителя оказала сильное влияние на творчество художника, приобретя более изящную и утонченную форму в его полотнах. Главным для Ван Дейка стало искусство портрета. Он возвысил жанр парадного аристократического портрета, сумев запечатлеть идеал человеческой личности, как бы приподнятый над повседневностью и вместе с тем жизненный. Итальянский период творчества мастера (1621-27 гг.) отмечен заметным влиянием Тициана и Корреджо. Уделяя больше внимания эмоциональной выразительности лиц, художник создал блестящую галерею портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких темных тонов и раскрытием внутренней жизни портретируемого («Портрет кардинала Гвидо Бентивольо», 1622-25). С1632 г. художник жил в Лондоне, где стал придворным живописцем Карла I и был возведен в рыцарское достоинство. Он создал прекрасные образы, где на первый план выдвигались изысканность и аристократизм моделей («Карл I Английский на охоте», 1635). Однако в последних работах Ван Дейк уделял больше внимания «изобразительности» и декоративности в ущерб жизненности.
«До самой своей кончины Ван-Дейк отличался истинно-фламандской работоспособностью; число написанных им картин, находящихся в общественных и частных собраниях, прямо баснословно». (Кубе, 1993, с. 63.)