Рейтинг@Mail.ru

СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёрами. с 1 по 7 классы Подробнее...

ВАТТО (Watteau) АНТУАН
(1684-1721) - французский живописец и рисовальщик. Стал членом Академии (1717), получив звание «живописец галантных празднеств», которое было введено специально для него.

Общая характеристика личности

«По данным его ранних биографов, детство у Ватто было несчастливым. Мальчиком он рос очень чувствительным и восприимчивым, с быстрыми колебаниями настроения, ненасытным читателем романов и жадным любителем музыки». (Enc. Britannica 99.)

«Он ушел из дому и вообще из города... Ему семнадцатый год... Он слаб здоровьем, часто кашляет; длинный вислый нос, длинное лицо и руки, костлявые пальцы. Он угрюм, неловок и обидчив. Он только что совершил первый в своей жизни поступок, идущий вразрез с общепринятыми, первый из многих, которые ему еще предстоит совершить...» (Герман, 1980, с. 8, 11.)

[1711 г.] «Он работает много, но заказанные работы его тяготят. Порой он просто прячется от заказчиков: "Если на него опять нападет хандра и навязчивые мысли, то он улизнет из дому, и тогда прощай шедевр"... Многие биографы сообщают, что он уничтожал свои картины и рисунки. Конечно, это говорит в первую очередь о нервозности художника, но, так или иначе, его терзала неутоляемая страсть к этому недостижимому, с его точки зрения, совершенству... Характер и поступки Ватто слишком необычны, чтобы биограф мог обойтись без, пусть банальных, но, казалось бы, вполне убедительных выводов: обладая гипертрофированной, но все же вызывающей уважение гордостью, болезненным чувством собственного достоинства, дорожа независимостью более, чем обеспеченной жизнью и здоровьем, Ватто ищет одиночества. Это подтверждают все его современники. Жан де Жюльен: "Он почти всегда был задумчив... усидчивый труд наложил на него отпечаток некоторой меланхоличности. В обращении его чувствовались холодность и связанность, что порою стесняло его друзей, а иной раз и его самого, единственными его недостатками были равнодушие да еще любовь к переменам"». (Там же, с.68, 104-105, 119.)

[1719 г.] «Из-за своего непостоянства он... стал скитаться с места на место. Непостоянство приводило и к тому, что каждый день у него появлялись новые знакомства. Среди новых приятелей нашлись, к сожалению, и такие, которые стали расхваливать ему жизнь в Англии». (Там же, с. 172.)
«В Англии Ватто имел огромный успех, но лондонский климат резко ухудшил его тяжелое состояние, и на родину он вернулся совсем больным, близким к полному отчаянию... Период плодотворной деятельности Ватто длится не более десяти—двенадцати лет. Туберкулезный процесс обостряется, и ничто не в состоянии его приостановить». (Мытарева, 1968а, с. 180—181.)

«Он приехал летом 1720 года... Одни биографы пишут, что, вернувшись, он совсем не мог работать, другие, что работал через силу, редко, превозмогая болезнь. Видимо, правы и те и другие. Туберкулез посылает больному лихорадочные вспышки трудоспособности и даже хорошего настроения, чтобы потом совершенно лишить его сил». (Герман, 1980, с. 183.)

«Меланхолик». (Nisbet, 1891, с. 175.)

«К тому, что Ватто унаследовал от Рубенса, он прибавил более изощренный вкус, отразив с необычайной искренностью свою тоскующую душу... На самом деле искусство его исполнено меланхолии, какой-то мечты о неосуществимом и недоступном. Отчасти в этом оттенке творчества Ватто сказалась его личная болезненность (он умер молодым, в чахотке), отчасти болезнь века». (Бенуа, 1993а, с. 139.)

«В его картинах царствовали женщины». (CD Enc. Britannica 99.)

«...Даже самые радостные из его полотен носят печать меланхолии и грусти, что особенно проявляется в изображенных им клоунах и бродячих музыкантах». (Нефедов, 2001, с. 57.)

Перейти наверх