Рейтинг@Mail.ru

СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёрами. с 1 по 7 классы Подробнее...

Вирц Антуан-Жозеф (Wiertz) - бельгийский живописец (1806-1865), представляет собою любопытное явление в новейшем искусстве. 14-ти лет от роду он поступил в ученики Антверпенской академии художеств, где его наставниками были Геррейнс и Ван Брэ, в 1832 г. получил от этой академии так называемую римскую премию и отправился на казенный счет в Италию. В Риме в 1835 г. была написана им первая его колоссальная картина, "Борьба греков с троянцами за обладание трупом Патрокла", не принятая на выставку в Париже, но возбудившая в Антверпене сильный восторг. За нею следовали: "Смерть св. Дионисия", триптих " Положение во гроб" (с фигурами Евы и сатаны на створках), "Бегство в Египет", "Возмущение ангелов" и лучшее произведение художника, "Триумф Христа". Оригинальность концепции и композиции, энергичность красок, смелая игра световыми эффектами и широкий взмах кисти дали повод большинству бельгийцев смотреть на Вирц Антуан-Жозеф как на возродителя их старинной национальной исторической живописи, как на прямого наследника Рубенса. На самом деле Вирц Антуан-Жозеф поставил задачей своего честолюбия сравняться с великим антверпенским мастером в техническом отношении и, если возможно, превзойти его в глубине содержания, затрагивающего философские и социальные вопросы новейшего времени; но для этого у него не было рубенсовского гения, и все, вышедшее из-под его кисти, носит на себе печать не столько непосредственности, сколько рефлексии, не столько искреннего чувства, сколько претензии на глубину мысли и величественность. Голоса, раздававшиеся в художественной критике против направления Вирц Антуан-Жозеф, только раздражали его и вызывали на полемику с ними. Чем далее, тем более эксцентричны становились его сюжеты, тем более пренебрегал он условиями эстетичности и пытался передавать средствами живописи такие идеи, которые не перешли еще в жизнь и потому не поддаются выражению в чувственных образах. Для его работ, по большей части огромного размера, равно как и для опытов применения изобретенной им матовой живописи, бельгийское правительство выстроило ему в Брюсселе обширную мастерскую. Здесь Вирц Антуан-Жозеф, не продававший ни одной из своих картин и существовавший только портретными заказами, собрал все свои, по его мнению, капитальные произведения и завещал их вместе с самою мастерскою в наследство бельгийскому народу. Теперь эта мастерская - "Музей Вирца". В нем хранится до 42 картин, в том числе и вышеупомянутые шесть. Одни из них не лишены действительного величия ("Маяк Голгофы", "Последняя пушка", "Свидание за гробом"); другие представляют смесь туманной аллегории с реальными явлениями жизни или походят на видения, осаждающие человека в бреду горячки ("Великий земли", "Настоящее пред людьми будущего", "Завоевания науки", "Наполеон в аду", "Христос и партии", "Тотчас после смерти", "Что видит голова гильотинированного в первые три момента после казни"), третьи рассчитаны на возбуждение в зрителе крайнего ужаса ("Самоубийца", "Сумасшествие и преступление", "Пробуждение заживо погребенного"). Есть между картинами Вирц Антуан-Жозеф и жанровые, с сильным оттенком чувственности ("Читательница романов", "Добрый день"). Под конец своей жизни художник обратился снова к скульптуре, которою занимался в молодости, и вылепил три группы: "Рождение страстей", "Борьба света с мраком" и "Торжество света"; из них последняя вышла удачнее остальных, вообще страдающих утрировкою форм и движений. В то же время он намеревался изобразить в ряде эпических картин всю историю человечества; но смерть не дала ему осуществить это смелое предприятие. Вирц Антуан-Жозеф прекрасно владел пером и, кроме полемических статей и двух брошюр о матовой живописи, издал "Похвалу Рубенсу" и "Трактат об основном характере фламандской живописи" - сочинения, за которые брюссельская академия присудила ему дважды премию. Более подробные характеристику и биографические сведения о В. можно найти в сочинении Лабарра "Antoine Wiertz, e tude biographique" (Брюссель, 1866) и в статье А. И. Сомова, помещенной в журнале "Свет" за 1876 г.

Перейти наверх